Чтение стихов стимулирует работу мозга.
16.01.2013.г.
Чтение стихов стимулирует работу мозга. К такому выводу пришли британские ученые из Ливерпульского университета.
В ходе эксперимента добровольцам предложили читать произведения великих английских поэтов. Затем стихи переписали обычным языком, и также попросили испытуемых перечитать их. В это время исследователи наблюдали за активностью мозга участников.
Выяснилось, что чтение стихов, содержащих необычные обороты и синтаксические конструкции, вызывает особое возбуждение в мозгу. При этом обработав сложные слова, мозг сохраняет добавочные импульс. Это способствует переоценке и актуализации опыта, установлению новых эмоциональных взаимосвязей. А вот произведения, пересказанные обычным языком, такого эффекта не имели.
В эксперименте приняли участие 20 добровольцев; за деятельностью их мозга во время чтения Шекспира наблюдали специалисты с помощью ЭЭГ(электроэнцефалографа). Оказалось, что на фразы разного типа мозг реагирует по-разному: например, фраза с неясным смыслом, но грамматически правильная, в ЭЭГ дает реакцию в форме отрицательной волновой модуляции (т.н. эффект N400), а фраза грамматически неправильная в ЭЭГ отображается по-иному (т.н. Р600) — появление слова не на своем месте или в другом значении вызывает продолжительный положительный эффект.
Объясняя механизм работы данного метода, профессор факультета английского языка Ливерпульского университета Филип Дэвис приводит следующий пример. Читая фразу «he godded me'» («он боготворит меня») из трагедии «Кориолан», английский читатель пытается составить цельную картину из отдельных фрагментов структурной головоломки – другими словами, собирает «литературный пазл», поскольку слово God (Бог) очень редко используется в качестве глагола. Вообще, чтение Шекспира в подлиннике – дело нелёгкое даже для англичан, и, вникающий в смысл шекспирвской фразы современный читатель, провоцирует настоящий взрыв мозговой активности. А шекспировское «вбрасывание» странных и порою словно неуместных слов в обычные на вид фразы рождает у читателей ощущение драматичности момента уже от самого облика фразы.
Однако исследователи пока не могут понять, почему незнакомое или не слишком частоупотребляемое слово в необычном контексте не вызывает особых эмоций, а то же слово в обычном контексте провоцирует усиление мозговой активности, причём положительного характера.
В настоящее время исследователи из Ливерпуля пробуют применять и другие диагностические методы - магнитоэнцефалографию и фунциональное магнитно-резонансное сканирование – с целью определения зон мозга, реагирующих на отдельные слова и фразы. Дальнейшие исследования в этом направлении помогут выяснить, как слова и фразы влияют на развитие мозга и возможно ли управлять человеческим мозгом с помощью вербальных средств.