Анна Ахматова

стихи

 

 

   А́нна Андре́евна Ахма́това (фамилия при рождении — Го́ренко; 11 (23) июня 1889 — 5 марта 1966) — один из крупнейших русских поэтов XX века, писатель, литературовед, литературный критик, переводчик.

 

   Родилась в одесском районе Большой Фонтан в семье потомственного дворянина, инженера-механика флота в отставке А. А. Горенко (1848-1915), ставшего (после переезда в столицу) коллежским асессором, чиновником для особых поручений Госконтроля[2]. Её мать, Инна Эразмовна Стогова (1856-1930), состояла в отдалённом родстве с Анной Буниной, считающейся первой русской поэтессой.Своим предком по материнской линии Ахматова считала ордынского хана Ахмата, от имени которого впоследствии и образовала свой псевдоним.

   В 1890 году семья переехала в Царское Село. Здесь Ахматова стала ученицей Мариинской гимназии, но каждое лето проводила под Севастополем, где за смелость и своенравие получила прозвище «дикая девочка».

   Ахматова вспоминала, что училась читать по азбуке Льва Толстого. В пять лет, слушая, как учительница занималась со старшими детьми, она научилась говорить по-французски. В Петербурге будущая поэтесса застала «краешек эпохи», в которой жил Пушкин; при этом запомнился ей и Петербург «дотрамвайный, лошадиный, конный, коночный, грохочущий и скрежещущий, завешанный с ног до головы вывесками». Как писал Н. Струве, «Последняя великая представительница великой русской дворянской культуры, Ахматова в себя всю эту культуру вобрала и претворила в музыку».

   Своё первое стихотворение она опубликовала в 1911 году. В молодости примыкала к акмеистам (сборники «Вечер», 1912, «Чётки», 1914). Характерными чертами творчества Ахматовой можно назвать верность нравственным основам бытия, тонкое понимание психологии чувства, осмысление общенародных трагедий XX века, сопряжённое с личными переживаниями, тяготение к классическому стилю поэтического языка.

   Начиная с 1922 года, книги Анны Ахматовой подвергались жёсткой цензурной правке. Все сборники её стихов, вышедшие в свет с 1922 по 1966 гг., нельзя назвать в полной мере авторскими. До 1964 года была «невыездной».

Первое довольно полное и научно прокомментированное посмертное издание: Анна Ахматова. Стихотворения и поэмы. Л., 1976. Под редакцией академика В. М. Жирмунского.

Стихи Анны Ахматовой переведены на многие языки мира.

 

 

Евгений Евтушенко. Кратко об А. Ахматовой

 

      До сих пор продолжается и, возможно, будет еще долго продолжаться спор: кого считать первой женщиной-поэтом - Ахматову или Цветаеву? Цветаева была поэтом-новатором. Если бы поэтические открытия запатентовывались, то она была бы миллионером. Ахматова не была новатором, но была хранительницей, а точнее - спасительницей классических традиций от поругания моральной и художественной вседозволенностью. Она сохранила в своем стихе и Пушкина, и Блока, и даже Кузмина, развив его ритмику в "Поэме без героя". Ахматова была дочерью морского инженера и провела большую часть детства в Царском Селе, и, может быть, поэтому ее стихам свойственна величавая царственность. Первые ее книги ("Вечер" (1912) и "Четки" (1914) переизданы одиннадцать раз) возвели ее на трон царицы русской поэзии. Она была женой Н. Гумилева, но, в отличие от него, так называемой литературной борьбой не занималась. Впоследствии, после расстрела Гумилева, арестовали их сына - Льва, которому удалось выжить и стать выдающимся ученым-востоковедом. Эта материнская трагедия объединила Ахматову с сотнями тысяч российских матерей, от которых "черные маруси" увозили их детей. Родился "Реквием" - самое знаменитое произведение Ахматовой. Это плач, но плач гордый. Еще в тридцатых Литературная энциклопедия, трактуя творчество Ахматовой, привела вырванные из контекста слова Эйхенбаума о лирической героине первых ахматовских книг - "не то монахини, не то блудницы". Этот термин сплагиировал из энциклопедии сталинский идеологический опричник - Жданов. В 1946 году вместе с сатириком Михаилом Зощенко Ахматова подверглась издевательской критике в партийном постановлении "О журналах "Звезда" и "Ленинград". В этом постановлении не удосужились даже вспомнить о том, как сурово и мощно прозвучало ахматовское "Мужество" во время блокады Ленинграда, как еще в двадцатых, обреченная на "тоску по Родине на Родине", она отказалась эмигрировать. Ее оплевали - низко и жестоко. Ей запретили публичные выступления, потому что, когда она где-нибудь появлялась, все невольно вставали. Но умер Сталин, вернулся вместе со многими другими сын Ахматовой, и началась ее вторая слава. Анна Ахматова получила премию "Таормина" в Италии, профессорскую мантию в Оксфорде, увиделась в Париже со старым другом Адамовичем после сорокалетней разлуки. Но в Париже уже давным-давно не было Модильяни, которому она когда-то бросала в окно его мастерской прощальные красные цветы. Русская интеллигенция была настолько оторвана от западной, что Ахматова узнала о посмертной славе этого нищего итальянского гения лишь перед Второй мировой войной. Вокруг Ахматовой вилась стайка молодых поэтов - Рейн, Бродский, Найман. Она так и не познакомилась близко с самой, может быть, талантливой поэтом-женщиной Беллой Ахмадулиной. В отличие от повесившейся Цветаевой Ахматова умерла, окруженная благоговением. Ее отпевали в Морском соборе. Я. Смеляков в своем стихотворении об этих похоронах горько усмехнулся тому, что под сводами собора "сам Жданов вроде херувима на черных усиках парил".

 

Разместить объявление

 

Памяти Ахматовой

 

Ахматова двувременной была.

О ней и плакать как-то не пристало.

Не верилось, когда она жила,

не верилось, когда ее не стало.

 

Она ушла, как будто бы напев

уходит в глубь темнеющего сада.

Она ушла, как будто бы навек

вернулась в Петербург из Ленинграда.

 

Она связала эти времена

в туманно-теневое средоточье,

и если Пушкин — солнце,

то она в поэзии пребудет белой ночью.

 

Над смертью и бессмертьем, вне всего,

она лежала, как бы между прочим,

не в настоящем, а поверх него,

лежала между будущим и прошлым.

 

И прошлое у гроба тихо шло

не вереницей дам богоугодных.

Седые челки гордо и светло

мерцали из-под шляпок старомодных.

 

Да, изменило время их черты,

красавиц той, когдатошней России,

но их глаза — лампады доброты —

ни крутоверть, ни мгла не загасили.

 

Шло будущее, слабое в плечах.

Шли мальчики. Они себя сжигали

пожаром гимназическим в очах

и в кулаках тетрадочки сжимали.

 

И девочки в портфельчиках своих

несли, наверно, дневники и списки.

Все те же — из Блаженных и святых —

наивные российские курсистки.

 

И ты, распад всемирный, не убий

ту связь времен, — она еще поможет.

Ведь просто быть не может двух Россий,

как быть и двух Ахматовых не может.

 

II

 

Ну, а в другом гробу, невдалеке,

как будто рядом с библией частушка,

лежала в белом простеньком платке

ахматовского возраста старушка.

 

Лежала, как готовилась к венцу,

устав стирать, мести, скрести и штопать,

крестьянка по рукам и по лицу,

а в общем, домработница, должно быть.

 

Быть мертвой — это райское житье.

За ней так добро люди приглядели,

и словно перед праздником дите,

и вымыли и чисто приодели.

 

Цветами ее, правда, не почли,

но был зато по мерке гроб подогнан,

и дали туфли, новые почти,

с квиточками ремонта на подошвах.

 

Была она прощающе ясна

и на груди благоговейно сжала

сухие руки, будто бы она

невидимую свечку в них держала.

 

Они умели в жизни все уметь

(писали, правда, только закорюки),

тяжелые и темные, как медь,

ни разу не целованные руки.

 

И думал я: а может быть, а вдруг,

но все же существуют две России:

Россия духа и Россия рук —

две разные страны, совсем чужие?!

 

Никто о той старушке не скорбел.

Никто ее в бессмертные не прочил.

И был над нею отстраненно бел

Ахматовой патрицианский профиль.

 

Ахматова превыше всех осанн

покоилась презрительно и сухо,

осознавая свой духовный сан

над самозванством и плебейством духа.

 

Аристократка? Вся оттуда, где

под рысаками билась мостовая!

Но руки на цветах, как на воде,

покачивались, что-то выдавая.

 

Они творили, как могли, добро,

но силы временами было мало,

и, легкое для Пушкина, перо

с усмешкой пальцы женские ломало.

 

Забыли пальцы холодок Аи,

и поцелуи в Ницце, Петербурге,

и, на груди сведенные, они

крестьянскою усталостью набухли.

 

Царица без короны и жезла,

среди даров почтительности тусклых,

была она прощающе ясна,

как та старушка в тех дареных туфлях.

 

Ну, а старушка в том, другом гробу

лежала, не увидевшая Ниццы,

с ахматовским величием на лбу,

и между ними не было границы.

 

           Евгений Евтушенко

 

  Ещё:

 

В Петербурге издан авторский вариант книги Ахматовой "Бег времени", запрещенный 50 лет назад цензурой. 23.01.2013.г.

 

Яндекс.Метрика
Rambler's Top100 Счетчик тИЦ и PR

©  2012-2013 warf63.narod.ru

Бесплатный хостинг uCoz