Дмитрий Якимов
об авторе
Лирические стихи о любви и жизни
Эвридика
Мы уедем с тобой туда, где тепло, где яблоки
Превратятся в конце не в уксус, но в сладкий сидр,
В звонком небе парят стрекозы, порхают зяблики,
И в окрестностях нет химер, и ехидн, и гидр.
Этот сказочный край не знает нужды и голода.
Ни к чему нам другие страны, где клык за клык.
И приятный старик, похожий лицом на Господа,
Разожжет свой мангал и сделает нам шашлык.
Вечерами мы станем плавать в прозрачном озере
Или просто бродить подальше от лишних глаз,
И за бриджем сердить соседей, поскольку козыри,
Разумеется, будут все на руках у нас.
Мы уедем туда, где свет побеждает сумерки,
Мы уедем вдвоём. Забудем про боль и страх.
И освоим язык, в котором нет слова «умерли».
И забудем земной, в котором есть слово «прах».
Но сейчас, накопив изрядно дурного опыта,
Чтобы вырвать себе язык, чем сказать «клянусь»,
Я хочу лишь тебя одну – допьяна и досыта.
И надеюсь… Надеюсь, больше не оглянусь.
Малыш и Карлссон. P.S.
Здравствуй, Малыш. Все нормально. Живу на крыше.
Я все такой. По-прежнему вздорный. Рыжий.
В меру упитан. В полном расцвете лет.
Да, не летаю. В общем и целом - не с кем.
И не считаю небо занятьем детским.
Ты -то хоть помнишь? Нет, ты не помнишь. Нет.
Кристера видел. Спился. Весьма уныло
Выглядит на панели твоя Гунилла.
А про тебя я в курсе из новостей.
Стал депутатом в риксдаге ты или где там?
Сто дураков внимают твоим советам.
Ты не пустил на крышу своих детей.
Тихо кругом. И пусто. Ну, разве кошка
Черная промелькнет в слуховом окошке,
С улицы донесется неясный вздор.
Я, не меняя, переодену гетры.
Все как обычно. Осень. Дожди и ветры.
Лень есть варенье и проверять мотор.
Я не летаю. Я не могу - с другими.
Кстати... Ты и не знал - у меня есть имя...
И не узнаешь, но подводя итог,
Я не виню тебя. Все мне вполне понятно.
Капли из низкой тучи еще бодрят, но...
Просто, Малыш, ты вырос... А я не смог.
Элегия
В одной песочнице, коих много, числа которым повсюду несть,
Какой-то прихоти ради бога, судьба свела их, зачем бог весть.
В отдельной карликовой пустыне, имевшей место в любом дворе,
Скучали рядом они отныне и ковырялись в земной коре.
И вот однажды, а если точно - цвела черемуха, был четверг,
Он поднял взор, и в часах песочных застрял комочек, и мир померк.
И вдруг увидев в ней свет, прекрасней какого и не встречал досель,
Он тихо выдохнул перед казнью и сел в бесплатную карусель.
Она ломала его машинки. Он и не думал роптать в ответ.
В ее глазах голубели льдинки - он улыбался и видел свет.
Она втыкала в него шурупы, булавки, шпильки и каблучки,
Но у него лишь дрожали губы, и расширялись слегка зрачки.
Потом песочница стала мелкой, открылись новые рубежи,
Она швыряла в него тарелки, и научилась метать ножи.
Он подарил ей букет кораллов, она украла его кларнет.
Она язвила, вонзая жало - он улыбался и видел свет.
Она царапала и кромсала его прилюдно и тет-а-тет.
Он улыбался. Довольно вяло, но улыбался - и видел свет.
И терпкий мед из цветов полыни вкушал, что чертополох - осел,
Не из упрямства, не из гордыни: а просто хочется - вот и все.
И он цеплялся, как мог, конечно, за все, дарованное ослу,
Уменье видеть не то, что внешне, уменье слышать не то, что вслух.
Но пламя жгло, становясь бледнее и безотраднее каждый час,
И он ушел, не простившись с нею. Песок просыпался. Свет погас.
И воплям разума не внимая, что дело было отнюдь не в ней,
А лишь в черемухе, или в мае, иль в чем еще - божеству видней,
Он опустился на дно морское, во мглу, не снившуюся Кусто...
Зато он видел ее такою, какой не видел ее никто.
Добрый доктор каких-то мудрёных наук...
Добрый доктор каких-то мудрёных наук,
Гуманист, человечества преданный друг,
Оптимист и сангвиник,
Ко всему, что ни есть, ты имеешь талант,
Ты красив как Нарцисс и силён как Атлант,
И умён как Ботвинник.
Это ты - не жалевший себя для людей,
Адвокат, обвинитель, и трио судей,
И двенадцать присяжных,
Без обеда и отпуска, рано с утра
Прививаешь побеги любви и добра.
Остальное - неважно.
Это ты - врачеватель пороков и язв,
Направляешь корабль, ничего не боясь,
Словно опытный шкипер.
Это ты средь невидимых обществу слез
Побеждаешь холеру, и туберкулёз,
И (конечно же) триппер.
Это ты между делом за несколько лет
Изобрел сонатину, придумал балет,
Написал все картины,
Одарил целый мир красотою скульптур.
Это ты сочинил "Трёх сестёр", "Чевенгур"
И ещё "Буратино".
Это ты, безупречен, прозрачен и бел
От манжет до бюджета, от слов и до дел,
Будто Белое море,
Умиляясь, даёшь бедной нищенке грош,
И, обмякнув душой, по субботам поёшь
В нашем хоре в соборе.
И неважно, что ты, исключительный мой,
Каждый вечер приходишь с работы домой
И, невидящим взглядом
Проницая собаку, детей и жену,
Содрогнувшись, вдруг слышишь в себе тишину...
И становишься Хайдом.
Блюз для королевы
Мама! Нас предали – деда Мороза нет!
Есть бесталанный фигляр, прозябавший в ТЮЗе.
Боже! Кто выдумал этот напрасный бред,
Чтобы лишить нас навечно любых иллюзий?
Да провались они пропадом - этот дед
И притворявшийся им полупьяный лузер!
Мама! Нас предали! Деда Мороза нет.
Мама! Снегурочки – страшные существа.
Так и не понял, зачем они красят губы.
Глупо тревожился, думал, дохнешь едва –
Сразу растают, боясь показаться грубым:
Если душа у них есть – то она черства.
Если души у них нет – то они суккубы.
Мама! Снегурочки – страшные существа.
Мама! Как холодно! Господи Боже мой!
Мерзнут под шубою сельдь, корнеплод - в мундире.
Мама! Мне хуже, чем елке в лесу зимой.
Ей же в лесу веселей, чем в пустой квартире.
Лучше с корнями и пусть не такой прямой,
Чем без корней, хоть и самой нарядной в мире.
Мама! Как холодно! Господи Боже мой!
Мама! Вот кубики. Видишь, их ровно три.
"Вечность" не выйдет и "счастье" никто не сложит.
Буквы негодные, с ними как не хитри,
И академия здесь ничего не сможет.
Как их ни складывай с вечера до зари -
Все почему-то выходит одно и то же.
Мама! Вот кубики. Жаль, что их только три.
Мама! Скажи мне, чем кончится этот блюз?..
Мама...
Мне пора на работу.
В ТЮЗ...
Вальс
Конечно, простой приём, но лучше лежать вдвоём,
Чем шляться поодиночке,
Когда ледяная длань стремится сдавить гортань
И вырвать звено в цепочке.
В окне темнота, пустырь, и диктор свою Псалтырь
Читает не очень внятно,
Уверен я лишь в одном - он лучше, чем метроном,
А кто убеждён в обратном:
Сначала горел неон, но вскоре погас и он,
И мы отменили раут,
Раз в лавках не стало свеч, но было нескушно лечь,
Когда наступал black-out,
Когда подступал мороз, как в 42-ом, всерьёз,
И кровь застывала в жилах,
Но было вполне с руки, Альцгеймеру вопреки,
Лежать, вспоминая милых,
Мы оба устали без обычных простых чудес,
Вдвоём, но никак не вместе.
И это не ты: не я: Но как ещё быть, живя
В сухом и прохладном месте.
И колокол бил в виске, а в ящике, в уголке,
Как в спячке валялись спички,
Мы тоже лежим во мгле, хранясь глубоко в столе,
И ждём воровской отмычки.
Если хочется плакать...
Если хочется плакать - молча, конечно, плачь.
Что всегда улетает шарик, и тонет мяч,
Я не помню, чтоб кто-нибудь выиграл этот матч.
Даже купив всех судей.
Даже если всю ночь в подушку про чью-то мать,
Даже если себя скрутить и переломать,
Даже если купить "Аврору", а после дать
Залп изо всех орудий.
У тебя за душой остался последний грош,
Сбереги хоть его. Остынь. Прекрати дебош.
Баррикаду оставь, ступай отдохни, Гаврош, -
Хватит стрельбы и боли!
Сколько можно скакать по ветке, как глупый чиж.
Если пожил, акын, что видишь - о том молчишь,
Прекрати вынимать всю душу из тёмных ниш...
Где-то на антресоли.
Перестань молодецки в шляпу вставлять перо.
Ты садовник, а вовсе не господин барон.
Не читай "Женитьбу". Тем более - Фигаро.
Чти медицинский атлас.
Не дави на газ, не ломай со всей дури руль -
И добро бы тебя хоть звали Хосе Рауль
Или граф де ла Фер, но - ты совершенный нуль.
Имя тебе - Эйкаквас.
Выпивай по часам противный густой настой,
Не жалей о душе, что хрустнула под пятой,
Перестань поклоняться той не вполне святой
Деве, связавшей свитер,
Что теперь нам гордиться новым календарём,
Удирать от себя и думать, что удерём:
Что лежать ночами в обнимку лишь с ноябрём, -
Здравствуйте, леди Винтер!
Рука подведет. Отвернется удача...
Рука подведет. Отвернется удача. И ты промахнёшься, едва ли не плача,
По той, что была дорога.
Та белая лебедь тебе не добыча. Довольно иной, что, довольно курлыча,
Летит косяком на юга.
Ну да - перепёлки. Ну что ж - куропатки. На вертеле все одинаково сладки,
И вкус приблизительно схож.
Но как ни искусен твой повар-затейник, что клал майоран, добавлял можжевельник -
На вкус одинаково ложь.
В дальнейшем тумане щемящая нота манка известит, что открыта охота,
Не вызвав ответную дрожь.
Одарит ли чем напоследок болото?.. И нехотя станешь выцеливать что-то -
Глядишь, невзначай попадёшь...
И под ноги рухнет тебе, что желанно кому-то другому. Тебе же вне плана
Досталось совсем без труда.
Поскольку не целясь - всегда попадаешь. Но это становится ясно тогда лишь,
Когда безразлично - куда.
Вспомнишь еще, кружа в океане бедствий...
Вспомнишь еще, кружа в океане бедствий,
Даже сочтешь за главную из потерь:
В нашем бог весть когда отзвеневшем детстве
Было все то, чего не найдешь теперь.
Были листы берез изумрудно-клейки.
Жизнь источала прелесть и новизну.
Счастье с сиропом стоило три копейки,
А без сиропа вовсе всего одну...
О непременных тех двоих...
Те двое, что стоят и смотрят друг на друга,
Отличные от нас нездешним блеском глаз,
И тем, что никогда не ведают испуга,
Пока они вдвоем, - им дела нет до нас.
До нас, живущих зря и гибнущих напрасно,
И заслуживших ад и все его круги.
Они не видят нас легко и безучастно,
Пока они вдвоем среди любой пурги.
Для нас приходит ночь, и завывает вьюга.
Для них как будто нет ни пули, ни тенет.
Пока они стоят и смотрят друг на друга,
У них стоят часы, и смерти тоже нет.
И в том, что наша песнь угаснет в волчьем вое,
И занесет песком последнюю скрижаль, -
Виновны только мы, и только эти двое,
Пожалуй, ни при чем, и их немного жаль…
А все ж нет-нет и вспомнишь между делом...
А все ж нет-нет и вспомнишь между делом
Безмозглое, но радостное тело,
Срывающее яблоко в саду,
То, что вкусней любого покупного,
И хочется в тот сад забраться снова,
И чтоб за это не гореть в аду.
Но вместо яблонь видишь, удрученный,
Все тот же дуб, где кот, уже ученый,
Совсем другие сказки говорит.
А все ж нет-нет и вспомнишь между делом,
Как на зубах обманчиво хрустела
Антоновка из сада Гесперид…